Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

андреев л.н

Афоризмы

Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919)

Русский писатель. Родился 9 (по старому стилю - 21) августа 1871 в Орле. В 1891 - 92 проездом бывал в Москве. 1893 - исключен за неуплату из Петербургского университета. 1897 - окончил юридический факультет Московского университета. 1895 - начал печататься как фельетонист. Умер 12 сентября 1919 в Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия.

Афоризмы, цитаты

Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.

Полезные сервисы

андреев лев николаевич

Энциклопедический словарь

Андре́ев Лев Николаевич (р. 1931), иммунолог растений, член-корреспондент РАН (1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.

* * *

АНДРЕЕВ Лев Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Лев Николаевич (р. 1931), российский иммунолог растений, действительный член (с 2000), член-корреспондент РАН (с 1991); член-корреспондент АН СССР (с 1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.

Большой энциклопедический словарь

АНДРЕЕВ Лев Николаевич (р. 1931) - российский иммунолог растений, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Основные исследования по физиологии взаимоотношений растений и фитопатогенных организмов.

Полезные сервисы

андреев леон. ник

Гуманитарный словарь

АНДРЕ́ЕВ Леон. Ник. (1871-1919) - писатель. Из мещанской семьи. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Служил пом. присяжного поверенного. Первая публикация - рассказ "В холоде и золоте" (1892). С 1897 на газ. работе, в осн. в радикальной газ. "Курьер" в качестве судебного хроникера и автора рубрик "Впечатления" и "Москва. Мелочи жизни" (последние под псевд. Джемс Линч); зав. отделом беллетристики. Известность получил с публикацией рассказа "Баргамот и Гараська" (1898). В 1900 вошел в лит. кружок "Среда" и стал одним из его председателей. Писательская жизнь А. складывалась в орбите М. Горького; их "дружба-вражда" длилась два десятилетия, была полна драматизма из-за различия худож. и обществ. позиций.

В годы раннего творчества А. овладел неск. манерами письма: от "натуроподобной" до "фантастической", органично сочетавшимися в его творчестве: рассказы с новеллистич. основой ("Первый гонорар", "Предстояла кража" и др.), философского наполнения ("Большой шлем", "Жили-были", "Петька на даче" и др.), символико-аллегорические ("Стена"), экспрессивные этюды ("Набат", "Ложь", "Бездна"). Программные пов. "Жизнь Василия Фивейского" (1903) и "Красный смех" (1904), - одно из первых произв. в мировой лит-ре, где тема "безумия и ужаса" войны дана в экспрессионистич. стиле, посв. распаду христианского сознания в условиях новейшей цивилизации.

В 1900-е гг. А. захвачен "благодатным, шумным дождем революции" (в 1905 за предоставление квартиры для заседания ЦК РСДРП заключался в Таганскую тюрьму). В центре внимания писателя теперь проблема соц. психологии ("Так было", "Губернатор", "Христиане", "Тьма"). Революция всколыхнула темных фанатиков веры ("Савва"), голодных ("Царь-Голод"), мстителей ("Рассказ о семи повешенных"), мужиков-разбойников ("Сашка Жегулев"), но преображения, по А., не произошло, и духовный результат революции проблематичен.

Образ революционера у А. ("К звездам", "Савва", "Тьма", "Рассказ о семи повешенных", "Сашка Жегулев") воплощает вершину нравств. чувства, духовного сознания эпохи, но он трагичен, и путь его подвига (бунты, террор, разбой и т. п.) исторически бесперспективен (ср. произв. А. на ветхо- и новозаветные сюжеты: "Бен-Товит", "Елеазар", "Иуда Искариот" и др., а также соч. с фантастич.-мифологич. мотивами - "Анатэма", "Дневник Сатаны" и др.). В 1906 А. уехал в Гельсингфорс, где был участником рев. событий и свидетелем подавления Свеаборгского восстания. Произв. А. появляются вскоре в "Золотом руне", сб-ках "Земля", изд-ве "Шиповник", альманахи к-рого А. стал редактировать.

Первые пьесы А. ("К звездам", 1905, "Савва", 1906) можно отнести к соц.-философскому условному т-ру ("Жизнь Человека", 1906, "Царь-Голод", 1907, "Анатэма", 1908). "Жизнь Человека" была отмечена Обществом рус. драматич. писателей Грибоедовской премией; с успехом шла на сцене т-ра В. Ф. Комиссаржевской (в пост. В. Э. Мейерхольда) и МХТ (в пост. К. С. Станиславского); но, поставленные как элитарные спектакли с привкусом декадентства, они не удовлетворили А. В 1909-19 он пробует создать т-р "пан-психе": действие перенесено внутрь человека, к-рый является частицей "мировой души". Этапными стали мелодрама на совр. тему "Екатерина Ивановна" (1912), трагедия интеллекта "Мысль" (1914), героич. трагедия нар. души "Самсон в оковах" (1915) и пьеса-сказка "Тот, кто получает пощечины" (1915), мистерия одиночества "Собачий вальс" (1916), трагедия замкнутого сознания "Реквием" (1916). Свои сатирич. миниатюры А. назвал "анекдотами": о псевдоцивилизованном человечестве - "Любовь к ближнему" (1908), "из римской истории" - "Прекрасные сабинянки" (1912) и "Конь в сенате" (1915), о псевдокультурной обывательщине - "Монумент" (1916). Они с успехом шли в т-ре "Кривое зеркало".

В 1910-х гг. А. печатался в газ. "Рус. воля"; писал рассказы иронические ("Чемоданов", 1917 и др.), реалистические ("Полет", 1914), "библейские" ("День гнева", 1910, "Земля", 1912), пов. о маленьком человеке перед лицом "великих дней" ("Иго войны", 1916), трагико-сатирич. ром.-антиутопию "Дневник Сатаны". Его публицистич. статьи "Мое предсказание", "Путь красных знамен" (1917) связаны единым кругом проблем: мировая война, к-рая должна превратиться в ряд революций. А. восторженно принял Февр. и враждебно - Окт. революцию.

Л. Н. Андреев

Л. Н. Андреев

Полезные сервисы

андреев леонид григорьевич

Энциклопедический словарь

АНДРЕЕВ Леонид Григорьевич - АНДРЕ́ЕВ Леонид Григорьевич (р. 1922), российский литературовед. Профессор МГУ (с 1969). Основные работы посвящены французской и бельгийской литературам 20 в. Книги: «Французская литература 1917-1956 гг.» (1959), «Марсель Пруст» (1968), «Сюрреализм» (1972), «Современная литература Франции. 60-е гг.» (1977) и др.

Большой энциклопедический словарь

АНДРЕЕВ Леонид Григорьевич (р. 1922) - российский литературовед. Профессор МГУ (с 1969). Основные работы посвящены французской и бельгийской литературам 20 в. Книги: "Французская литература 1917-1956 гг." (1959), "Марсель Пруст" (1968), "Сюрреализм" (1972), "Современная литература Франции. 60-е гг." (1977) и др.

Полезные сервисы

андреев леонид николаевич

Энциклопедический словарь

Андре́ев Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. В ранних реалистических рассказах - поиски социальной справедливости («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); трагический образ духовного протестанта в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Драмы: бытовая («Дни нашей жизни», 1908), философско-аллегорическая («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).

* * *

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич - АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер («Баргамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания - в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны - в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) - философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).

* * *

АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич [9 (21) августа 1871, Орел - 12 сентября 1919, д. Нейвала близ Мустамяки, Финляндия], русский писатель; прозаик и драматург, один из самых знаменитых писателей России начала 20 в., разрабатывал, главным образом, в пьесах экспрессионистскую (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) поэтику.

Контрастность натуры

Сын землемера и дочери разорившегося польского помещика. Окончил гимназию в Орле (1891). Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но заканчивал курс уже Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Любительски занимался живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) и Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович). В юности дважды покушался на самоубийство, в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность. Мемуаристы отмечают крайнюю нервность и переменчивую «контрастность» натуры Андреева, его пессимизм, порожденный отчасти увлечением философией А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) (особенно его сочинение «Мир как воля и представление»), «он был весь в предчувствии катастрофы» (Г. И. Чулков), им владело «чувство мировой пустоты» (К. И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович)).

Путь в большую литературу

Литературную работу Андреев начал в 1897 в московской газете «Курьер», печатал судебные репортажи, фельетоны, беллетристику; впервые обратил на себя внимание рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Рассказ, исполненный трагической правды, понравился М. Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим), который ввел Андреева в литературный кружок Н. Д. Телешова (см. ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич) «Среда», (см. СРЕДА) объединявший писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Но сам Андреев лишь изредка испытывал к политике «приступы любопытства»; собственную революционность он ощущал как метафизический бунт, а не политическую ангажированность. В 1901 при активном содействии Горького увидела свет первая книга Андреева «Рассказы» с посвящением Горькому.

В литературе, отдавая должное творчеству Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), В. М. Гаршина (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович), А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), причислял себя к прямым ученикам и последователям Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Первые зрелые рассказы Андреева «Большой шлем» (1899), «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче» (оба 1900), «Жили-были» (1901) и др. углубленно психологичны; сочетание в них густого быта с легким дуновением мистики создает впечатление своеобразной метафизической иронии. Книга «Рассказы» принесла Андрееву всероссийскую известность и признание критики - от народнической (Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович)) до религиозно-философской (Д. С. Мережковский (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич)), однако он выбрал позицию литературной обособленности, по словам А. Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), где-то «между Горьким и Блоком (см. БЛОК Александр Александрович)», то есть между реализмом и символизмом (см. СИМВОЛИЗМ).

Проблематика творчества

В рассказах «В тумане», «Бездна», «Мысль» (все 1902), повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903) усиливается накал духовных коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и риторики эти произведения спасает «нервный захват» (В. Г. Короленко (см. КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович)) писательской манеры Андреева. Работая исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва, Андреев доводит повествование до беспрецедентного напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают «кошмары» Русско-японской войны (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) (рассказ «Красный смех», 1904) и первой русской революции. Центральными темами лучших его рассказов («Губернатор», 1905; «Тьма», 1907; «Рассказ о семи повешенных», 1908) и более слабого романа «Сашка Жегулев» (1911) становятся революционерство и особенно терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная реальность, раскрывающая противоречия природы человека.

Особенности творчества

Зрелая проза Андреева - это гиперболы стиля, сгущение «страшного» в жизни при отсутствии противоположного полюса (ср. знаменитую реплику Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «он пугает, а мне не страшно»), стремление выразить новый смысл, пользуясь «складом готовых слов, приспособленных к среднему интеллекту» (Ю. И. Айхенвальд (см. АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич)), и даже грубые просчеты вкуса, перекрываемые, однако, неизменно искренним «ужасом хриплым и смертным» (Блок). Духовная проблематика выступает в его произведениях в общедоступном и часто упрощенном виде, дистанция, отделяющая автора от смутных «мыслечувствий» широкой публики, минимальна. Это сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала 20 в. с репутацией «выразителя духа времени», поддерживаемой популярными газетами. Со временем в критике стали преобладать более суровые оценки. Наиболее адекватными представляются догадки И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) о том, что, в отличие от Достоевского, Андреев «боится судить», ибо чувствует, что в любом случае «какая-то сила... заставит и простить и оправдать». Более или менее осознанно ставя под сомнение христианскую антропологию с ее императивным богоподобием человека (например, в переиначивающих и десакрализующих библейские сюжеты рассказах «Елеазар» и «Иуда Искариот и другие», оба 1906), Андреев приближается к пониманию личности как вместилища многих «правд», во многом предвосхищая направленность исканий литературы 20 в.

Драматургия

Релятивистский образ человека - пылинки в бесконечности космоса - наиболее рельефно реализован в пьесах Андреева, начиная с драмы «К звездам» (1905). Событием стали спектакли в театре В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) и МХТ (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) по его пьесе «Жизнь человека» (1906), где образ распорядителя жизненной мистерии (Некто в сером) выступал емким символом человеческой несвободы. Лучшие пьесы Андреева тяготеют к жанрам мистико-символистской трагедии или реалистической драмы, варьируют мотив отчуждения личности, распад «я»: «Царь Голод» (первая пьеса из нереализованной социально-философской драматургической тетралогии о судьбах человечества), «Черные маски» (обе 1907), «Дни нашей жизни», «Анатэма» (обе 1908), «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощечины» (1916). Считая устаревшим психологический театр, Андреев в своей концепции «панпсихизма» (предвосхищающей экспрессионизм) отстаивал театр «внешней неподвижности», то есть пассивного существования человека, пронизываемого токами психических энергий - мистических, сновиденческих, подсознательных, исчезающих «в тихой глади небытия». Драмы «Реквием» (1913-15) и «Собачий вальс» (1916), наиболее последовательное воплощение этой концепции, были его последними художественными свершениями.

Последние годы

С осени 1916 в петербургской газете «Русская воля» Андреев пишет о «войне до победного конца», приветствует Февральскую революцию (см. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917), а в Октябрьском перевороте (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) видит осуществление своих худших предчувствий. С осени 1917 живет в Финляндии в состоянии депрессии, переписка писателя полна предчувствия надвигающейся смерти.

Леонид Андреев был дважды женат: на Александре Михайловне Велигорской (ум. 1906) и Анне Ильиничне Денисевич (1883-1948; венчание состоялось в апреле 1908).

В целом творчество Андреева, нередко сочетающее трагические аффекты и глубокие интуиции с художественно непроявленными потенциальными смыслами, раскрывается в своей исторической значительности лишь в контексте духовно-нравственной и культурной катастрофы России после 1917. В 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.

Большой энциклопедический словарь

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919) - русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и реалистический характер ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам ("Рассказ о семи повешенных", 1908), изображал революцию как стихийный бунт ("Савва", 1906); кризис религиозного сознания - в повести "Жизнь Василия Фивейского" (1904); безумие и ужас войны - в рассказе "Красный смех" (1905). Наряду с бытовой драмой "Дни нашей жизни" (1908) - философско-аллегорические трагедии ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Энциклопедия Кольера

Портрет

(1871-1919), русский писатель. Родился 21 августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортером в "Московский вестник", затем в "Курьер". В 1898 опубликовал рассказ Баргамот и Гараська, в котором сказалось влияние Ф.М.Достоевского и Ч.Диккенса, чьи сочинения, по признанию самого Андреева, он перечитывал "раз десять", а также воздействие литературной манеры А.П.Чехова. Баргамот и Гараська внимание М.Горького, который помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 в. В 1901 Андреев опубликовал свою первую книгу рассказов, куда вошли Маленький ангел, Большой шлем, Ложь, Молчание и Жили-были. Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью. Хотя Андреев проявлял мало интереса к общественно-политическим вопросам, он оставался в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе Смех, Стена, Бездна, Мысль, В тумане и Жизнь Василия Фивейского. Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле Красный смех, написанной во время русско-японской войны 1904-1905. Своей известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса К звездам появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В большинстве его драмы, такие, как Жизнь человека (1906), Царь-Голод (1907), Черные маски (1908), Анатэма (1909), Честь (1912), Собачий вальс (1914) и Тот, кто получает пощечины (1916), символичны в некоем нарочитом, показном смысле, определяющем их стиль, и со временем почти утратили всякую притягательность. Склонность Андреева к мистицизму и символизму отразилась и в его прозе. Среди написанных после 1905 рассказов сравнительно немногие принадлежат традиции реализма; большей частью они повествуют о сверхъестественном и призваны внушить читателю ужас перед непознаваемым. В противоречии с этой мистической тенденцией находятся исполненная психологизма реалистическая новелла Рассказ о семи повешенных (1908) и единственный роман Андреева Сашка Жегулев (1912). Из пьес Андреева особого упоминания заслуживает Самсон в оковах (1914), обычно признаваемый шедевром его драматургии, и две драматические сатиры - Любовь к ближнему (1908) и Прекрасные сабинянки (1912). После большевистской революции 1917 Андреев перебрался в Финляндию, где пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет Дневник Сатаны (опубл. 1921), свидетельствует об упадке художественного таланта писателя. Умер Андреев в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) 12 сентября 1919; в 1956 был перезахоронен в Ленинграде.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев Л. Пьесы. М., 1959 Горький М. Леонид Андреев. - В кн.: Горький М. Литературные портреты. М., 1959 Афонин Л.Н. Леонид Андреев. Орел, 1959 Андреев Л. Повести и рассказы, тт. 1-2. М., 1971 Андреев Л. Рассказы, повести и фельетоны. М., 1983 Творчество Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983

Полезные сервисы